Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе
«Удивительная соль»
Воспитатель: Ковалева Анастасия Алексеевна
МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Художественное творчество
Цель:
- Формировать представление о соли и ее свойствах.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о соли.
- Выяснять, какая бывает соль, откуда она берется.
- Исследовать свойства соли опытным путем.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать творческие способности.
Материал и оборудование:соль: поваренная, каменная, морская, шкатулка, мешочки с солью,стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Ход занятия
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Возьмите мешочки. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь,а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?
Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках.
Воспитатель загадывает загадку:Сл 2.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Это? (соль)
- Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог обращает внимание на три стакана с разной солью.
- Ребята посмотрите, у нас в стаканчиках соль. Она одинаковая? Кто мне скажет, какая бывает соль? (поваренная, каменная, морская)
- Покажите, в каком стакане насыпана морская соль/каменная/ поваренная? Чем она отличается друг от друга?
- Какую соль можно использовать в пищу? Для чего нужна морская соль? (для ванн, для ухода за ногтями и волосами..)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с солнцем. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Сл. 3
- Наша планета очень богата солёными место рождениями.Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
-Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
-Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Сл. 4
- Ребята, так же соль полезна и животным.
- На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд.
- Как вы думаете зачем? Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- Прежде чем начать наши исследования, давайте обговорим правила проведения опытов. При работе с солью:Сл. 5 (презентация выключается)
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину.
3- Не толкать соседа во время работы.
4- Сначала посмотри, а потом повтори.
5- Выполнил и положи на место.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль»
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2: «Соль хрустит»
- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё ложкой, что мы услышали? (услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)
Вывод:Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
- Ребята, пододвиньте к себе одноразовые стаканчики.
- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду.
Опыт№4: «Растворимая соль»
- Ребята, перед вами стаканы с водой. Будем работать в парах.
- Давайте в один стакан насыплем 4 ложки крупной соль, а в другой стакан4 ложки мелкой соли. (Один ребенок насыпает мелкую соль, другой крупную)
- Размешиваем и смотрим друг у друга на стаканы.
- Кто заметил, какая из солей растворилась быстрее?(мелкая соль исчезла быстрее)
- А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?(попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
Опыт № 5: «Плавающее яйцо»
- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
- Поможет нам в этом обычное яйцо.
- В предыдущем опыте мы сделали воду соленой. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).
Воспитатель раздает с подноса стаканы с обычной водой.
- А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с не соленой водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод:В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6: «Соль – чистящее средство»
- Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
- Посмотрите у меня грязный бокал. На губку я насыплю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
- А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Творческая работа.
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель» (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка)
(дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые» (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
- Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая бывает соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).
- Что нового вы узнали о соли. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.