Удивительная соль- конспект занятияКонспект интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительная соль» Воспитатель: Ковалева Анастасия Алексеевна МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»
Интеграция образовательных областей:
Цель:
Задачи:
Материал и оборудование:соль: поваренная, каменная, морская, шкатулка, мешочки с солью,стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Ход занятия
В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Возьмите мешочки. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь,а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках. Воспитатель загадывает загадку:Сл 2. Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Это? (соль)
- Откройте мешочки. Что там? (соль) Педагог обращает внимание на три стакана с разной солью. - Ребята посмотрите, у нас в стаканчиках соль. Она одинаковая? Кто мне скажет, какая бывает соль? (поваренная, каменная, морская) - Покажите, в каком стакане насыпана морская соль/каменная/ поваренная? Чем она отличается друг от друга? - Какую соль можно использовать в пищу? Для чего нужна морская соль? (для ванн, для ухода за ногтями и волосами..) Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с солнцем. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Сл. 3 - Наша планета очень богата солёными место рождениями.Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. -Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? -Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Сл. 4 - Ребята, так же соль полезна и животным.
- На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. - Как вы думаете зачем? Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 1. Чтобы консервировать овощи 2. Чтобы использовать в медицине 3. Чтобы посолить суп 4. Чтобы посыпать дорожки зимой 5. Чтобы добавить в жареную картошку 6. Чтобы посолить салат 7. Чтобы засолить грибы 8. Соль нужна для животных Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи. «Сегодня всем нам предстоит Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- Прежде чем начать наши исследования, давайте обговорим правила проведения опытов. При работе с солью:Сл. 5 (презентация выключается) 1. Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину. 3- Не толкать соседа во время работы. 4- Сначала посмотри, а потом повтори. 5- Выполнил и положи на место. Опыт № 1: «Из чего состоит соль» - Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим - Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок) - Действительно, что с виду соль похожа на порошок. - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов) «Соль сыпучая, без запаха» - Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов. Опыт №2: «Соль хрустит» - Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё ложкой, что мы услышали? (услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день) Вывод:Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Опыт № 3: «Соль поглощает воду» - Ребята, пододвиньте к себе одноразовые стаканчики. - Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Опыт№4: «Растворимая соль» - Ребята, перед вами стаканы с водой. Будем работать в парах. - Давайте в один стакан насыплем 4 ложки крупной соль, а в другой стакан4 ложки мелкой соли. (Один ребенок насыпает мелкую соль, другой крупную) - Размешиваем и смотрим друг у друга на стаканы. - Кто заметил, какая из солей растворилась быстрее?(мелкая соль исчезла быстрее) - А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). -А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?(попробовать на вкус) - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? Вывод: Мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
Опыт № 5: «Плавающее яйцо» - Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). - Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). - Поможет нам в этом обычное яйцо. - В предыдущем опыте мы сделали воду соленой. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет). Воспитатель раздает с подноса стаканы с обычной водой. - А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с не соленой водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло). - Какой вывод мы сделаем? Вывод:В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6: «Соль – чистящее средство» - Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. - Посмотрите у меня грязный бокал. На губку я насыплю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,) - А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Творческая работа. -Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно: «Появился во дворе он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель» (снеговик) (дети пальчиками рисуют снеговика на соли) . «Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка) (дети рисуют елку) «С неба падают зимою и кружатся над землёю, Лёгкие пушинки, белые» (снежинки) (дети рисуют снежинки) Как красиво у вас получается! - Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая бывает соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека). - Что нового вы узнали о соли. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу. Вы были хорошими учеными.
|
Меню сайта
Режим работы
Поиск
Архив записей
|