Воскресенье, 19.05.2024, 23:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Удивительная соль- конспект занятия

Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе

«Удивительная соль»

Воспитатель: Ковалева Анастасия Алексеевна

МБОУ «Устьвашская СОШ»  СП-ДО «Детский сад «Колосок»

 

 

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Художественное творчество

 

Цель:

  • Формировать представление о соли и ее свойствах.

 

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о соли.
  • Выяснять, какая бывает соль, откуда она берется.
  • Исследовать свойства соли опытным путем.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Развивать творческие способности.

Материал и оборудование:соль: поваренная, каменная, морская, шкатулка, мешочки  с солью,стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

 

Ход занятия

 

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

 

Воспитатель- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней.  Возьмите мешочки. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь,а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?

Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках.

Воспитатель загадывает загадку:Сл 2.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Это? (соль)

 

-  Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог обращает внимание на три стакана с разной солью.

- Ребята посмотрите, у нас в стаканчиках соль. Она одинаковая? Кто мне скажет,  какая бывает соль? (поваренная, каменная, морская) 

- Покажите,  в каком стакане насыпана морская соль/каменная/ поваренная? Чем она отличается друг от друга?

- Какую соль можно использовать в пищу? Для чего нужна морская соль? (для ванн, для ухода за ногтями и волосами..)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с солнцем. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Сл. 3

- Наша планета очень богата солёными место рождениями.Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

-Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

-Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Сл. 4

- Ребята, так же соль полезна и животным.

 

- На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд.

- Как вы думаете зачем? Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

 

- Прежде чем начать наши исследования, давайте обговорим правила проведения опытов. При работе с солью:Сл. 5       (презентация выключается)

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину.

3- Не толкать соседа во время работы.

4- Сначала посмотри, а потом повтори.

5- Выполнил и положи на место.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

-  Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2: «Соль хрустит»

- Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё ложкой, что мы услышали? (услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)

Вывод:Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга,  и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

- Ребята, пододвиньте к себе одноразовые стаканчики.

- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду.

Опыт№4: «Растворимая соль»

- Ребята, перед вами стаканы с водой. Будем работать в парах.

- Давайте в один стакан насыплем 4 ложки крупной соль, а в  другой стакан4 ложки мелкой соли. (Один ребенок насыпает мелкую соль, другой крупную) 

- Размешиваем и  смотрим друг у друга на стаканы.

- Кто заметил, какая из солей растворилась быстрее?(мелкая соль исчезла быстрее)

- А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?(попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

 

Опыт № 5: «Плавающее яйцо»

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

-  Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

- Поможет нам в этом обычное яйцо.

- В предыдущем опыте мы сделали воду соленой. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).

Воспитатель раздает с подноса стаканы с обычной водой.

- А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с не соленой  водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод:В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать.

 

Опыт № 6: «Соль – чистящее средство»

- Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

- Посмотрите у меня грязный бокал. На губку я насыплю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

 

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

- А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Творческая работа.

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель» (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка)

(дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые» (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

- Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая бывает соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).

   - Что нового вы узнали о соли. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке,  что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

 

Форма входа
Режим работы

понедельник – четверг
с 08.45 до 17.15
пятница с 8.45 до 16.00
обед с 13.00 до 14.00
выходные дни:
суббота, воскресенье

НАШ АДРЕС:
Архангельская область
Лешуконский район
с.Лешуконское
ул.Красных партизан д.12
индекс:164670 leshuo@yandex.ru

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Вверх